15 лет назад под Смоленском разбился самолет президента Польши. Как пьяный генерал сгубил 96 человек и почему в этом винят Россию?
10.04.2025 00:01

Авиакатастрофа унесла жизни 96 человек, включая президента Леха Качиньского, его супругу Марию и 88 высокопоставленных чиновников Польши. Это стало одним из самых тяжелых моментов в истории обеих стран.
С тех пор в России расследование этого происшествия завершено, а уголовное дело закрыто из-за смерти лиц, которые могли бы быть привлечены к уголовной ответственности. Среди них были члены экипажа самолета и главком ВВС Польши Анджей Бласик. Его требования не совершать второй круг или приземляться на запасной аэродром остаются одним из ключевых моментов в расследовании.Эта авиакатастрофа оставила неизгладимый след в истории Польши и России, вызвав множество теорий и споров. Семьи погибших до сих пор ищут ответы на вопросы, связанные с тем, что произошло в тот фатальный день и каким образом можно предотвратить подобные трагедии в будущем.В 2010 году произошла авиакатастрофа, в результате которой разбился самолет Ту-154М польского авиатранспортного полка. Этот трагический инцидент вызвал волну обвинений в адрес российской стороны, которую обвиняют в сокрытии истинных причин крушения, включая подмену тел погибших. Несмотря на официальные заключения Межгосударственного авиационного комитета и следователей, польские официальные лица до сих пор настаивают на версии злого умысла.Игорь Надеждин, корреспондент издания «Лента.ру», вспоминает историю расследования этой авиакатастрофы, которая остается одной из самых громких в истории современной России. Согласно данным расследования, причиной крушения стали действия экипажа, но многие в Польше продолжают сомневаться в этой версии. Возможно, детали и обстоятельства случившегося еще предстоит полностью прояснить, чтобы окончательно разрешить этот трагический загадочный случай.Несмотря на требования главкома ВВС Польши Анджея Бласика о переносе на запасной аэродром из-за плохой погоды, пилоты решили совершить посадку. Под давлением и в условиях низкой видимости, экипаж вышел из облаков с высокой скоростью, что привело к трагическим последствиям. Важно отметить, что на расстоянии 698 метров от полосы борт самолета столкнулся с деревом и потерял часть крыла, затем перевернулся и упал на землю. Удивительно, что в результате катастрофы не произошло возгорания.Экипаж самолета, следуя указаниям главкома, решился на рискованную посадку в сложных погодных условиях. Неспособность справиться с высокой вертикальной скоростью и маневром захода на второй круг привели к трагическому исходу.Трагическое крушение самолета, в результате которого погибли 96 человек, включая польского президента Леха Качиньского и его супругу Марию, а также 88 высокопоставленных чиновников Польши, стало настоящим ударом для страны. Катастрофа также унесла жизни командующих различными военными силами, что привело к серьезным последствиям для структуры власти и безопасности государства.Среди погибших были высокопоставленные чиновники, такие как руководитель Бюро национальной безопасности и оперативный командующий Войска Польского, а также заместители министров иностранных дел и культуры. Трагедия затронула не только политическую элиту, но и общественных деятелей, включая вице-спикеров сейма и сената, депутатов, архиереев и других представителей общества.Эта потеря оставила незаполнимую пустоту в польском обществе и политической сфере, вызвав глубокое сожаление и печаль у граждан страны. Трагедия стала символом утраты и печали, объединив всех в горе и скорби за ушедшими.В момент авиакатастрофы, как установила комиссия МАК и российские следователи, в кабине самолета находился Главнокомандующий ВВС Польши Анджей Бласик, который, согласно документам, был пассажиром и должен был сидеть в своем кресле, пристегнутый ремнем безопасности. Тем не менее, травмы генерала явно указывали на то, что он стоял за креслами пилотов, что является нарушением правил безопасности. Расшифровка записей также показала, что главком ВВС требовал от пилотов произвести посадку с первой попытки.Эксперты выявили, что уровень алкоголя в крови пилота составлял 0,6 промилле, что указывает на легкое опьянение. Эти нарушения, отражающие уровень дисциплины в высшем руководстве ВВС, несли в себе негативные последствия для репутации республики, особенно учитывая их повторяющийся характер. Эта информация была подтверждена комиссией МАК и не опровергалась Польшей.Подробный анализ российской версии произошедшего представлен в специальном материале.Сразу после гибели президента Польши возникло множество версий, отрицающих вину экипажа и России. Польская сторона предлагала десятки аргументов, пытаясь придать им правдоподобность. Например, появились заявления о том, что первые обломки самолета были найдены на расстоянии 100 метров от основного места крушения.Появилась новая теория о катастрофе Ту-154М, утверждающая, что ракета попала в крыло самолета. Однако прокуратура Польши признала ошибочность этой версии. Позже стало известно, что поляки утверждали, будто в борт №1 была заложена бомба, но на самом деле это касалось другого самолета, который не имел отношения к России.Затем появилась скорректированная версия, утверждающая, что в крыло разбившегося Ту-154М было заложено радиоуправляемое взрывное устройство во время модернизации на заводе в Самаре. Конспирологи нашли аргументы в пользу этой теории, указывая на принадлежность завода российскому бизнесмену Олегу Дерипаске.Следует отметить, что эти новые доводы вызвали еще больше споров и дискуссий в обществе. Некоторые эксперты считают, что это всего лишь попытка отвлечь внимание от истинной причины катастрофы, тогда как другие настаивают на необходимости дальнейшего расследования и выяснения всех обстоятельств произошедшего.Возникла версия, что диспетчер на вышке аэропорта в Польше давал неправильные команды экипажу, хотя на обломках самолета не было найдено никаких следов взрывчатки ни нашими экспертами, ни специально приезжавшими польскими экспертами. Эта версия была активно обсуждаема в Польше, даже несмотря на отсутствие доказательств.В итоге трагедия под Смоленском стала объектом политического шоу внутри страны. Постепенно скорбное событие превратилось в предмет манипуляций и манифестаций внутриполитических интересов.Нельзя забывать, что диспетчер на вышке аэропорта не имеет права командовать экипажем — все решения во время полета принимают пилоты самостоятельно. Возможно, поиск ответов на причины катастрофы следует начать с более глубокого анализа действий экипажа и технического состояния самолета.После трагедии с польским президентским самолетом начались обвинения в адрес российских диспетчеров. Польская сторона утверждала, что диспетчеры предоставили ложную информацию об установленном местоположении самолета, что послужило причиной катастрофы. Эта версия получила широкое распространение и даже привела к требованию о заочном аресте трех российских диспетчеров.Следствие продолжалось долгое время, и только в мае 2021 года Варшавский суд отклонил запрос о заочном аресте. Однако спустя год, в мае 2022 года, суд все же согласился на арест одного из троих диспетчеров. Официальное заявление для прессы упомянуло имя Виктора Рыженко как лица, подлежащего аресту.Начиная с 2023 года, когда партия "Право и справедливость" потеряла власть в Польше, подход к расследованию трагедии в Смоленске стал меняться. Ранее, при участии русофобов-близнецов Качиньских, политическая обстановка в стране диктовала желание доказать вину России любыми средствами. Однако после поражения партии на выборах, поляки начали ориентироваться на факты и действительные обстоятельства.Постоянные изменения в польской позиции по трагедии в Смоленске отражают не только политическую обстановку в стране, но и влияние на это процесс различных политических сил. Смена власти привела к ликвидации комиссии по расследованию катастрофы, что вызвало обвинения в фальсификации материалов и неправдивой информации.Таким образом, политические изменения в Польше сказываются на подходе к расследованию трагедии в Смоленске, подчеркивая важность объективности и независимости в таких делах.В декабре 2024 года прокуратура Польши объявила о намерении запросить заочный арест 43 российских судебно-медицинских экспертов, которые проводили вскрытия тел погибших. Об этом сообщил глава следственной группы при Национальной прокуратуре Кшиштоф Шварц. Польские следователи выявили серьезные нарушения в 61 из 96 протоколов вскрытий. По словам Шварца, неясно, были ли эти протоколы составлены намеренно ложно, из-за лени или некомпетентности. Также было установлено, что восемь тел были подменены в ходе польского расследования, проведенного для устранения сомнений.В начале марта 2025 года в Польше были предъявлены обвинения российским судебным медикам заочно, без разглашения конкретной статьи. Этот случай вызвал волну обсуждений и намерение Национальной прокуратуры обратиться в суд с заявлением о заочном аресте обвиняемых. Это напоминает ситуацию с диспетчерами, которые долгие годы были обвиняемы в различных нарушениях, но в конечном итоге все обвинения были сняты.Важно отметить, что в протоколах вскрытий могут быть обнаружены ошибки, особенно в работе судебно-медицинских экспертов в России. Однако эти дефекты, как правило, касаются только описательных частей и не влияют на суть дела. Частые недочеты в работе экспертов могут замедлить процесс судебного разбирательства и вызвать сомнения в достоверности результатов.Подобные ситуации подчеркивают важность профессионализма и точности в работе судебно-медицинских экспертов. Недостаточная внимательность к деталям может привести к серьезным последствиям, как для обвиняемых, так и для процесса справедливого судебного разбирательства.Источник в правоохранительных органах подчеркнул, что все жертвы авиакатастрофы были исследованы в одном месте, и вряд ли туда могли попасть посторонние тела. Недостаточно убедительных доказательств подмены со стороны российских властей предоставлено не было, как сообщает источник "Ленты.ру".Польские обвинения, в том числе в подмене тел, пока остаются лишь словами без убедительных доказательств. Российские следователи уже устали от подобных обвинений, которые поступают со стороны польских коллег не только в рамках дела об авиакатастрофе под Смоленском.Подмена тел погибших - одно из наиболее серьезных обвинений, однако пока нет убедительных доказательств, подтверждающих его достоверность. Важно провести более детальное расследование и выяснить все обстоятельства произошедшего, чтобы разрешить этот вопрос раз и навсегда.Источник и фото - lenta.ru