Доходность перевозчиков угля в России рухнула
04.07.2025 13:27

Информация об этом поступила из Центра ценовых индексов (ЦЦИ), как сообщает РБК.
Такое падение доходности наблюдается на фоне проблем в угольной отрасли. Кризис в этой сфере привел к снижению тарифов на перевозки из Кузбасса в порты Дальнего Востока: в прошлом месяце они упали на 16 процентов для обычных вагонов и на 13 процентов для инновационных, достигнув отметок в 105 и 132 тысячи рублей соответственно. Это серьезное испытание для отрасли и требует поиска новых решений для стабилизации ситуации.В июне спотовые и долгосрочные ставки на типовые и инновационные вагоны упали на 16% и 24% соответственно, достигнув минимумов с сентября 2021 года. Падение составляет 11-13% на северо-западном и 7-11% на южном направлении.Информация о снижении ставок была подтверждена источниками среди крупных операторов. Представитель Информационного центра операторов (ИЦО) отметил, что такие изменения делают убыточными приобретение типовых и инновационных вагонов за последний год.Неизбежность такой динамики была названа партнером Neft Research по консалтингу Александром Котовым, который указал на невозможность угольных компаний обеспечить доходность операторов.В условиях снижения спроса на ремонт вагонов, операторы рынка начинают отправлять их на склады, что приводит к дефициту подвижного состава и затрудняет оперативное проведение необходимых работ. Собеседник из операторской компании подчеркнул, что данная практика может серьезно негативно отразиться на эффективности работы в целом.Одновременно с этим, операторы высказывают опасения относительно ухудшения ситуации на угольном рынке, хотя темпы ухудшения не будут такими быстрыми, как в первой половине года. Постоянный рост затрат участников рынка связан с увеличением стоимости ремонтов и запчастей, а также повышением тарифов РЖД. Один из возможных способов стимулирования роста ставок - увеличение экспорта угля, однако на данный момент это представляется затруднительным.Ситуация с ремонтом вагонов и проблемы на угольном рынке негативно влияют на деятельность операторов и требуют принятия дополнительных мер для обеспечения стабильности и эффективности работы в данной отрасли.В последние месяцы замдиректора департамента Минэнерго Дмитрий Лопатин высказал опасения о возможном увеличении убытков угольных компаний в России. Он предупредил, что если негативные тенденции не будут изменены, то убытки могут увеличиться в три раза, достигнув отметки в 300-350 миллиардов рублей. Эксперт также отметил проблему закредитованности компаний, отмечая, что к началу второго полугодия общий долг угольной отрасли составил 1,2 триллиона рублей.Источник и фото - lenta.ru