«Мы переиграли КГБ». 55 лет назад 16 евреев из Ленинграда решили угнать самолет в Израиль. Почему о них заговорил весь мир?

Их план был тщательно продуман: летчик Марк Дымшиц должен был взять штурвал и пересечь границу со Швецией на минимальной высоте, чтобы избежать обнаружения. Однако КГБ узнало об этом замысле и лидерам беглецов грозил расстрел.
Несмотря на угрозы, перед генсеком Леонидом Брежневым встали президент США Ричард Никсон и премьер-министр Израиля Голда Меир, выступившие в поддержку авантюристов. Этот неожиданный поворот событий вызвал широкий резонанс в мировом сообществе. Ленинградское самолетное дело стало предметом горячих дискуссий и остается запоминающимся эпизодом в истории авиации.Сегодня история этого побега продолжает волновать умы исследователей и публику. Все новые детали и обстоятельства этого захватывающего события привлекают внимание к истории авиации и политических интриг того времени.Невозможность легального покидания СССР стала причиной для группы советских евреев из Ленинграда совершить отчаянный поступок - угон самолета. Все они, желая уехать в Израиль, столкнулись с отказом в выезде. Лидером заговорщиков стал Марк Дымшиц, летчик и активный участник Ленинградской сионистской организации (ЛСО).План побега, предложенный Дымшицем, был одобрен лидером ЛСО Гилелем Бутманом, который вместе с ним начал подбирать сообщников из числа самых близких соратников. Таким образом, сформировалась группа из нескольких десятков человек, готовых к рискованному предприятию.Идея угонять самолет для покидания страны была результатом длительных обсуждений внутри ЛСО, где обсуждались различные способы выезда из Советского Союза. Дымшиц и Бутман, объединив усилия, решились на шаг, который мог изменить их жизни навсегда.Начнем с того, что двое заговорщиков, Алексей Мурженко и Юрий Федоров, не имели еврейского происхождения, но стремились покинуть страну и уехать на Запад. Они начали свои планы с изучения небольшого самолета, который регулярно летал из Еревана в Турцию, что представлялось им как возможность для побега.Затем их стратегия изменилась, и заговорщики начали рассматривать возможность использования Ту-124, предназначенного для 56 пассажиров, который должен был отправиться из Ленинграда в Мурманск 2 мая 1970 года. Этот план позволял бы им добраться до Финляндии или Швеции, а затем перебраться в Израиль.Новые возможности, открывшиеся с использованием Ту-124, вдохновили заговорщиков на более амбициозные планы и укрепили их решимость совершить побег на Запад. Большая вместимость самолета и его маршрут открывали новые перспективы для успешного исполнения их задуманного плана.Текст: Возможно, многие задумывались, что могло бы заставить десятки членов еврейской диаспоры собраться вместе и отправиться на одном самолете. Заговорщики заранее придумали историю, чтобы в случае интереса правоохранительных органов объяснить этот странный сбор — предположительно, все они едут на свадьбу. Именно поэтому операцию назвали «Свадьба».План Дымшица предполагал, что после захвата самолета он сможет управлять им при помощи штатного экипажа. Однако возникли две проблемы: во-первых, Дымшиц не имел опыта управления Ту-124, а во-вторых, пилотам выдают пистолеты перед вылетами, что создавало дополнительные сложности.Как выяснилось, планирование операции по захвату самолета требовало не только хитроумных уловок, но и серьезного анализа всех возможных препятствий. Дымшиц и его сообщники столкнулись с неожиданными трудностями, которые заставили их пересмотреть свои планы и стратегию действий.Возможно, Гилель Бутман задумался о плане "Свадьбы" и решил проконсультироваться с израильскими властями. Однако идея была воспринята как провокация, и Бутману и его сторонникам было настоятельно рекомендовано отказаться от нее. Несмотря на это, Марк Дымшиц не собирался сдаваться.Вместе с другом Эдуардом Кузнецовым Дымшиц решил провести угон, но вместо Ту-124 выбрал биплан Ан-2. Он был знаком с управлением этим самолетом, и решил оставить экипаж из двух пилотов на земле. Новый план Дымшица поддержали 15 человек, включая диссидентов Мурженко и Федоров. Однако возникли сложности: Ан-2 мог вместить только 8 человек, и кто-то из заговорщиков пришлось лететь стоя.Несмотря на все трудности, Дымшиц и его команда решили рискнуть и продолжить выполнение плана. Возможно, это было смелое и опасное предприятие, но они были готовы идти до конца ради своей цели.Во-первых, стоит отметить, что план захвата кукурузника в аэропортах Ленинграда был тщательно продуман и рассчитан на успех. Изначально было решено использовать Ан-2 для вылета из Ленинграда в Приозерск. В это время в аэропортах Ленинграда было два хорошо охраняемых аэропорта - Пулково и Смольное. План предполагал, что в самолете должны были находиться 12 пассажиров, которых четверо сообщников должны были встретить в Приозерске.
Далее, после успешного захвата Ан-2, самолет должен был направиться в шведский город Буден. Все детали операции были тщательно продуманы и рассчитаны на минимум рисков. Дымшиц и его сообщники провели долгие недели наблюдений и планирования, чтобы обеспечить успех миссии. Дата проведения операции была назначена на 15 июня 1970 года.
В итоге, несмотря на все усилия и тщательное планирование, операция по захвату кукурузника в Ленинграде не увенчалась успехом. Несмотря на все препятствия, группа Дымшица была разоблачена и предотвращена правоохранительными органами. Этот инцидент стал одним из многих неудачных попыток преступников осуществить подобные дерзкие действия в ту эпоху.
В назначенный день заговорщики собрались в аэропорту Смольного, готовые начать свою рискованную операцию по освобождению заключенных. Однако, их планы рухнули, когда сотрудники КГБ внезапно задержали их у трапа, благодаря оперативной информации. В то же время, четверых сообщников беглецов уже успели задержать в Приозерске.Начавшиеся допросы раскрыли, что задержанные осознавали риск быть пойманными, но все равно решили продолжать свою миссию. Они понимали, что их поступок станет громким событием, привлекая внимание мировой общественности к истории советских евреев, готовых на отчаянный побег. В своих показаниях они выразили готовность идти до конца ради своей цели, несмотря на возможные последствия.В ходе операции "Свадьба" были возбуждены уголовные дела против 12 участников, за исключением жены и двух дочерей Марка Дымшица, а также беременной 18-летней жены другого заговорщика, Лейба Ханоха. Расследование Ленинградского самолетного дела было завершено оперативно. Однако прокуратура затягивала передачу дела в суд, ожидая ноябрьской сессии Генассамблеи ООН, где была принята специальная резолюция о противодействии угонам самолетов.Из-за операции "Свадьба" возникли уголовные дела против 12 человек, за исключением нескольких членов их семей. Подробности Ленинградского самолетного дела были быстро раскрыты, но прокуратура задерживала передачу дела в суд из-за ожидания сессии Генассамблеи ООН. На международном уровне была принята резолюция о противодействии угонам воздушных судов.В рамках операции "Свадьба" были возбуждены уголовные дела против 12 участников, за исключением нескольких близких родственников. Расследование Ленинградского самолетного дела было завершено быстро, но прокуратура затягивала передачу дела в суд в ожидании решения Генассамблеи ООН. В ходе сессии была принята важная резолюция по борьбе с угонами воздушных судов.Эксперт: Важно отметить, что первый в истории СССР успешный угон пассажирского самолета, совершенный отцом и сыном Бразинкасами 15 октября 1970 года, серьезно осложнил положение обвиняемых. Этот резонансный инцидент, который привел к гибели бортпроводницы Надежды Курченко, создал неблагоприятные условия для Дымшицы и его сообщников.Процесс над фигурантами Ленинградского самолетного дела начался 15 декабря 1970 года в старинном здании суда на Фонтанке. Меры безопасности были максимально ужесточены: для посещения судебного заседания требовалось специальное разрешение от райкома партии, а затем прохождение трех милиционерских караулов.Кроме того, обвиняемые столкнулись с широким общественным осуждением за свои действия, которые вызвали панику и тревогу среди пассажиров и членов экипажа. Их деяния стали предметом глубокого анализа и обсуждений как в суде, так и за его пределами.Таким образом, угон самолета и последующий судебный процесс стали одним из самых запоминающихся и обсуждаемых событий в истории авиации и правосудия СССР.В ходе судебного процесса, который проходил 24 декабря 1970 года в Ленинградском городском суде, особое внимание уделяли родственникам обвиняемых. Их тщательно досматривали на предмет звукозаписывающих устройств, однако даже эта мера не смогла предотвратить утечку аудиозаписей с заседаний на израильские радиостанции. Интересно, что одним из слушателей на процессе оказался известный диссидент и академик Андрей Сахаров.В результате вынесенного приговора, десять заговорщиков были признаны виновными в измене Родине, попытке хищения в особо крупных размерах и антисоветской деятельности. Они получили сроки от 4 до 15 лет лишения свободы. Лидеров заговора, Марка Дымшица и Эдуарда Кузнецова, ждала исключительная мера наказания.Таким образом, судебный процесс против заговорщиков 1970 года в Ленинграде стал не только символом борьбы с диссидентством, но и вызвал широкий общественный резонанс, привлекая внимание как внутри страны, так и за ее пределами.Тема: Международная поддержка для осужденных авантюристовНеожиданный поворот судьбы авантюристов нашел свое отражение в заступничестве президента США Ричарда Никсона и премьер-министра Израиля Голды Меир перед генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Их просьба о смягчении приговора вызвала мировой резонанс.
В результате, в Президиуме Верховного суда РСФСР началось рассмотрение кассационных жалоб адвокатов осужденных в рекордно короткие сроки. Изначально планировалось пересмотреть наказание только Дымшицу и Кузнецову, но обстоятельства изменились.
Поддержка со стороны мировых лидеров стала неожиданным поворотом для авантюристов, чья судьба казалась предрешенной. Теперь их дело стало предметом внимания на международном уровне, и это может повлиять на исход судебного процесса.
Важно отметить, что адвокат Иосифа Менделевича настаивает на пересмотре всех приговоров, вынесенных в рамках Ленинградского самолетного дела. Этот юрист уверен, что справедливость должна быть восстановлена для всех участников "Свадьбы". И действительно, усилия защитника не прошли даром: Президиум Верховного суда РСФСР смягчил наказания практически всем обвиненным. Например, срок Иосифа Менделевича был уменьшен с 15 до 12 лет лишения свободы. Кроме того, 31 декабря 1970 года, наказание Дымшицы и Кузнецова было заменено на 15 лет лишения свободы, что также стало значительным событием в их жизни. Спустя восемь лет обоих лидеров заговорщиков обменяли на советских разведчиков, которые были осуждены в США за шпионаж. Этот обмен произошел в 1979 году, и после этого еще пять человек, участвовавших в Ленинградском самолетном деле, были освобождены по условиям досрочного освобождения.В 1981 году Иосиф Менделевич был освобожден из тюрьмы и вскоре после этого выслан из Советского Союза. После своего освобождения он был приглашен на прием в Белый дом президентом США Рональдом Рейганом в конце мая того же года. Это было событие, которое отметило завершение операции «Свадьба», и все участники этой операции впоследствии эмигрировали в Израиль. Именно в Израиле им пришлось начинать новую жизнь, и им больше не приходилось угонять самолеты для этого.Источник и фото - lenta.ru