Разгадана тайна знаменитой пропавшей экспедиции. Как 129 человек застряли во льдах, обезумели и съели друг друга? | Новости MOS.NEWS
Добавить MOS.NEWS в ваши источники в Яндекс-Новости
zen-yandex

Общество

назад

Разгадана тайна знаменитой пропавшей экспедиции. Как 129 человек застряли во льдах, обезумели и съели друг друга?

Разгадана тайна знаменитой пропавшей экспедиции. Как 129 человек застряли во льдах, обезумели и съели друг друга?
В XIX веке экспедиция Франклина отправилась на поиски арктического Северо-Западного прохода, но исчезла без вести.

В конце сентября канадским ученым удалось идентифицировать останки одного из руководителей этой печально знаменитой экспедиции. Методы исследования ДНК-генеалогии помогли установить, что среди 400 костей, найденных на острове Кинг-Уильям, были останки капитана судна «Эребус». Более того, выяснилось, что его съели остававшиеся в живых собратья по несчастью.

История пропавшей экспедиции и капитана Джеймса Фицджеймса, первого доподлинно опознанного участника, представляет собой удивительное путешествие в мир исследований и тайн. Эта трагическая история отражает жестокие условия, с которыми столкнулись исследователи в поисках новых морских путей.

Останки капитана судна «Эребус» стали ключом к разгадке многих загадок, связанных с исчезновением экспедиции Франклина. Их идентификация открывает новые горизонты для исследования истории мореплавания и арктических экспедиций.

В XIX веке мир был уже хорошо изучен, но каждое новое открытие становилось все более ценным. Империи стремились расширить свои торговые пути, и поиск новых морских маршрутов становился вопросом выживания. К середине XIX века на карте Земли оставалось уже не так много белых пятен и неизведанных маршрутов, но тем ценнее становилось каждое новое открытие.

Самой важной задачей стало нахождение более быстрого пути из Атлантического океана в Тихий и обратно. Российская империя активно исследовала свои северные территории в поисках арктического прохода, что вызывало недовольство у Британии, владычицы морей. Экспедиция Франклина, ставшая знаменитой, была лишь одной из попыток британцев найти Северо-Западный проход, но одной из самых амбициозных.

Экспедиция Франклина в северные моря была задумана как решающий удар по одному из последних неисследованных уголков Земли. Главным инициатором этого амбициозного проекта был сэр Джон Барроу, второй секретарь Адмиралтейства и фактический главный администратор всего британского флота. После 41 года службы, это был его последний проект, который он рассматривал как вопрос чести и престижа для Британии.

Барроу уже отправлял несколько экспедиций в северные моря, которые внесли значительный вклад в исследования региона, но не достигли главной цели. Он был убежден, что экспедиция Франклина окажется успешной и прославит его и страну. Возраст 82 лет не остановил его, и он ушел в отставку, уверенный в успехе предприятия.

Секретарь Адмиралтейства полагал, что нельзя уступить русским в исследовании этих таинственных морей. Он вложил все свои силы и ресурсы в подготовку этой экспедиции, стремясь достичь поставленной цели и открыть новые горизонты для Британии и мировой науки.

Экспедиция, в которой принимал участие капитан Джеймс Фицджеймс, стала одной из самых загадочных и захватывающих историй исследований Антарктиды. Но чтобы понять истинную суть этой истории, нужно заглянуть в самое начало, в биографию самого капитана. Родившийся в 1813 году в Лондоне, он был результатом необычной истории — случайной связи дипломата-неудачника и неизвестной женщины. При крещении его родителями указали вымышленные имена Джеймса Фицджеймса и Анны Фицджеймс.

Мальчика отдали на усыновление преподобному Роберту Конингему и его жене Луизе Каппер, чья известность в те годы была непросто заслуженной. Гамбье, хоть и не был прямым родственником, всегда следил за судьбой мальчика и держал связь с усыновителями. Эта связь стала одной из ключевых точек в жизни Джеймса Фицджеймса, определив его дальнейшие поступки и решения.

В начале XIX века, в 1825 году, молодой Фицджеймс был принят на фрегат «Пирамус» в качестве волонтера второго класса под командованием своего троюродного брата. Это было необычное событие, так как мальчика не просто приняли на корабль, а взялись за его воспитание с целью сделать из него офицера. Для незаконнорожденного "рядового" в то время такая возможность была почти недостижима, особенно учитывая, что его семья, Конингемы, не имела связей с флотом. В отличие от них, династия Гамбье славилась множеством известных морских офицеров и даже адмиралов.

Спустя год после того, как его родственник ушел на пенсию, юный Фицджеймс оставался на борту «Пирамуса» под новым капитаном и принял участие в дипломатической миссии в США и Центральной Америке. Его опыт на корабле и участие в таких важных мероприятиях стали ключевыми моментами в его будущей карьере морского офицера. Влияние династии Гамбье и обучение на фрегате «Пирамус» сыграли значительную роль в формировании его профессиональных навыков и карьерного пути.

Фицджеймс, начав свою карьеру во флоте, постепенно продвигался по военной иерархии, сменив несколько кораблей и начальство. Участвуя во Второй турецко-египетской войне 1839-1841 годов на линейном корабле «Ганг», он проявил себя как опытный лейтенант-артиллерист. Его именем зазвучало во время Первой опиумной войны 1840-1842 годов в Китае, где он проявил смелость и профессионализм.

Когда в 1845 году Джон Барроу начал готовить свою грандиозную экспедицию, он увидел в Фицджеймсе потенциал лидера и предложил ему роль руководителя. Но молодость Фицджеймса и его отсутствие опыта в Арктике вызвали сомнения у некоторых членов команды. Тем не менее, его решимость и стремление к новым вызовам вдохновили окружающих.

Несмотря на сомнения и недоверие, Фицджеймс смог доказать свою компетентность и профессионализм во время экспедиции. Его лидерские качества и способность принимать сложные решения помогли команде преодолеть трудности и достичь поставленной цели.

Сэр Барроу был разочарован отказом Уильяма Парри и Джеймса Кларка Росса принять участие в экспедиции из-за усталости и обязательств перед семьей. В результате, руководство было передано Джону Франклину, который был более опытным в полярных путешествиях. Однако, выбор пал на него не только из-за его опыта, но и из-за отсутствия других кандидатов.

Знаменитый капитан Джеймс Кларк Росс был одним из самых опытных и уважаемых исследователей Арктики. Его заслуги в открытии Северного магнитного полюса Земли и руководство Британской арктической экспедицией в 1839-1843 годах были признаны во всем мире. Корабли "Эребус" и "Террор", использованные в этой экспедиции, стали легендарными символами исследований Арктики.

Итак, решение о назначении Джона Франклина на роль руководителя экспедиции было не только результатом отказов других капитанов, но и стратегическим шагом, учитывая его опыт и знания в области полярных исследований.

Сэр Барроу, амбициозный и отважный исследователь, не щадил усилий, чтобы обеспечить свою экспедицию самым современным оборудованием. Его выбор пал на бывшие бомбардировщики "Эребус" и "Террор", которые после успешного похода Джеймса Кларка Росса были тщательно подготовлены к плаванию в Арктике.

Эти военные суда были специально сконструированы для выдерживания тяжелых условий и отдачи мортирных залпов, но для экспедиции их укрепили еще сильнее, чтобы они могли безопасно преодолевать ледяные преграды. На кораблях также были установлены паровые машины, которые помогали поддерживать отопление и обеспечивали минимальную, но необходимую скорость движения.

Именно благодаря этой смелой и тщательной подготовке, экспедиция сэра Барроу отправилась в опасное путешествие по ледяным просторам Арктики, где их ждали невероятные испытания и открытия.

Экспедиция Франклина в Арктику была не просто путешествием, а настоящим подвигом, полным уникальных технологий и инноваций для своего времени. На судах перед походом были установлены системы опреснения и дистилляции воды, что позволяло обеспечить экипаж водой в течение длительного времени. Кроме того, запасы провизии на три года включали десятки тонн галет, солонины, муки, консервов, а также четыре тонны лимонного сока для борьбы с цингой.

Среди прочего, на кораблях Франклина были установлены библиотеки с более чем тысячей книг, что свидетельствует о заботе о культурном и духовном развитии членов экспедиции. Это демонстрирует не только стремление к научным открытиям, но и к развитию личности каждого участника.

19 мая 1845 года «Эребус» и «Террор» отправились в свой знаменитый поход, начиная с Гринхайта в графстве Кент. Первые остановки на Оркнейских островах и в гренландском заливе Диско были лишь началом долгого и опасного пути. Отчисление пятерых членов экспедиции в Диско, вероятно, стало первой серьезной испытанием на пути к Северному полюсу.

Экспедиция кораблей "Эребус" и "Террор" с 129 моряками отправилась в море Баффина от берегов Гренландии. По прошествии двух лет после отправления экспедиции не поступало никаких вестей о ее судьбе. Первой тревогу забила Джейн Франклин, супруга сэра Джона Франклина, начав требовать проведения поисковых операций. В это время британские парламентарии и пресса также начали призывать к поиску пропавших кораблей. В Адмиралтействе утверждали, что нет оснований для беспокойства, поскольку два года считались нормальным сроком для таких экспедиций и запасов пищи должно было хватить еще на год. Тем не менее, подготовка к поисковой операции началась, и в конце июля корабли экспедиции были замечены экипажами китобойных судов "Энтерпрайз" и "Принц Уэльский" в районе пролива Ланкастер.

В начале XIX века Джеймс Кларк Росс, несмотря на обещание, данное его супруге, решил отправиться на поиски пропавшей экспедиции Франклина. Его решение было вызвано не только профессиональными обязанностями, но и личными связями с капитаном "Террора" Фрэнсисом Крозье, который был одним из его близких друзей. Однако непроходимые льды в море Баффина и проливах между островами вынудили корабли поисковой команды вернуться довольно быстро.

Со временем стало ясно, что поиски Франклина станут одним из самых сложных и опасных заданий для мореплавателей. Другие экспедиции, отправленные со стороны Берингова пролива и из Канады, также не принесли результатов, возвращаясь ни с чем.

История пропавшей экспедиции Франклина стала символом отваги и жертвенности исследователей, погибших в борьбе с суровыми условиями Арктики.

Весной 1851 года, когда экипажи нескольких кораблей находились у берегов Ньюфаундленда, один из них заметил айсберг с вмерзшими в него двумя судами. Этот мрачный знак вызвал волну тревоги среди исследователей, и многие предположили, что это могли быть потерянные корабли Франклина – «Эребус» и «Террор». Однако, как выяснилось позднее, корабли экспедиции были обнаружены совсем в другом месте.

К 1850 году 11 британских и два американских корабля активно принимали участие в поисках Франклина и его товарищей, пытаясь раскрыть тайну исчезновения экспедиции. Первый относительный успех в этом деле ждал поисковую команду Горация Остина, который смог пройти по проливу Ланкастер, где корабли Франклина видели в последний раз. Именно в районе острова Бичи исследователи обнаружили заброшенный лагерь, где Франклин и его люди провели зиму в 1845-1846 годах.

Экспедиция Франклина исчезла без вести, вызвав широкий резонанс в обществе и став объектом многочисленных поисков. Несмотря на различные предположения и догадки, история исчезновения Франклина остается загадкой, которая продолжает привлекать внимание исследователей и публики.

В 1854 году шотландский полярный исследователь Джон Рэй, работая на канадском полуострове Бутия по заданию Компании Гудзонова залива, столкнулся с удивительным рассказом местного эскимоса. Тот рассказал о 40 моряках, которые умерли от истощения в устье реки Бак.

Эта информация была подтверждена другими местными жителями, которые также добавили детали к ужасающей истории. Оказалось, что обезумевшие от голода моряки вынуждены были заниматься каннибализмом, чтобы выжить.

Для Джона Рэя это открытие стало ключом к раскрытию тайны исчезновения экспедиции Франклина. Эскимосы показали ему предметы, принадлежавшие несчастным морякам, что подтвердило их связь с исчезнувшей группой.

Возникший скандал вокруг экспедиции Джейн Франклин, отправленной ее мужем в Арктику, вызвал ожесточенные споры в обществе. Исследователь направил отчет в Адмиралтейство, однако он просочился в прессу, которая немедленно опубликовала рассказы эскимосов. Разразился грандиозный скандал.

Слухи о возможном каннибализме среди участников экспедиции вызвали шок и негодование. Джейн Франклин, которая за прошедшие годы превратилась в глазах общественности в настоящую мученицу, была оскорблена предположениями, что участники экспедиции ее мужа, а возможно, и он сам, превратились в каннибалов.

В полемику включился знаменитый писатель Чарльз Диккенс, который утверждал, что лучшие представители британского флота были даже теоретически не способны на подобное. Этот скандал стал не только темой горячих дискуссий, но и вызвал серьезные вопросы касательно моральных аспектов и психологического состояния участников экспедиции.

В поисках пропавшей экспедиции Джеймса Андерсона и его спутников в 1855 году Компания Гудзонова залива по просьбе британских властей отправила на исследования группу исследователей. Они спустились к устью реки Бак на каноэ и вновь услышали рассказы местных эскимосов о голодающих белых исследователях.

Спустя четыре года, в 1859 году, экспедиция под командованием Фрэнсиса Леопольда Мак-Клинтока обнаружила на острове Кинг-Уильям к югу от пролива Ланкастер пирамиду из камней, в которой был найден первый письменный документ, принадлежавший пропавшей группе исследователей.

Однако это сообщение оказалось лишь одним из многих загадок, связанных с исчезновением Джеймса Андерсона и его экспедиции. Расширение поисков и новые открытия привели к еще более запутанным и загадочным обстоятельствам, которые до сих пор вызывают интерес исследователей и историков.

В мае 1857 года Мак-Клинток с товарищами обнаружили скелет на южном побережье острова. При нем был блокнот, наполненный совсем уж жуткими записями. Это было еще одно подтверждение трагической судьбы экспедиции Франклина.

На его полях имелось и второе письмо, датированное 25 апреля 1848 года. В нем говорилось, что 22 числа команда из 105 человек покинула «Эребус» и «Террор», которые оставались затерты во льдах с сентября 1846 года. Там же сообщалось, что Джон Франклин умер 11 сентября 1847 года. Оставшиеся члены экспедиции отправились к устью реки Бак. Старшим офицером стал Крозье. Письмо подписал он и Фицджеймс.

Эти записи раскрывают мрачную историю последних дней экспедиции, борющейся за выживание в ледяных просторах. Все усилия и отчаянные попытки оказались напрасными, и судьба Франклина и его людей оказалась печальной. Находка скелета и блокнота лишь углубила тайну и трагедию этого исследовательского путешествия.

При анализе записей, обнаруженных Мак-Клинтоком, становится очевидно, что их автор страдал не просто от психического расстройства, а от тяжелого и необычного состояния. Некоторые предложения были написаны задом наперед, другие - по кругу, с огромным количеством ошибок, что указывает на нарушения в мышлении и восприятии. В записях встречаются фрагменты, вызывающие беспокойство, такие как фраза "Лагерь Террора пуст" и цитата из Иоанна Златоуста о смерти.

Однако, наряду с этими странными записями, Мак-Клинток обнаружил брошенную шлюпку, в которой находились вещи экспедиции и два скелета. Интерес вызывает не только содержимое записей, но и странность предметов, найденных в шлюпке. Среди них были книги, мыло, швейные принадлежности, столовые приборы и другие абсолютно несвязанные с полярным походом вещи. Возникает вопрос: что могло привести людей к такому странному поведению? Возможно, они действительно потеряли рассудок под воздействием экстремальных условий и изоляции в арктической тундре.

Исследования Арктики с годами становятся все более увлекательными и загадочными, поскольку обнаруживаются новые предметы и захоронения членов экипажей легендарных судов "Эребус" и "Террор". В 1861 году инуиты нашли лодку и человеческие останки на западе острова Кинг-Уильям, раскрывая темные тайны прошлого.

Интересно, что повторно эта лодка была обнаружена лишь в 1993 году, когда в ней было обнаружено 400 костей, принадлежащих 13 людям. Среди них, как показали последующие ДНК-исследования, были обнаружены останки Джеймса Фицджеймса. Страшно представить, что и его съели бывшие подчиненные, пытаясь выжить, — на костях обнаружились зарубки, свидетельствующие о том, что мясо было отделено от костей.

Эти ужасные детали лишь подчеркивают жестокость и отчаяние, сопутствующие трагической судьбе экспедиции Франклина. Каждое новое открытие приоткрывает завесу тайны и позволяет лучше понять, что произошло с героическими моряками, погибшими во льдах Арктики.

Экспедиция Франклина столкнулась с трагедией, и сегодня ищут причины этого происшествия. Одной из версий является тот факт, что консервы, предназначенные для участников экспедиции, были изготовлены в спешке. Возможно, именно из-за этого они испортились или стали источником ботулизма, что привело к ранним потерям среди команды еще в начале путешествия, когда корабли еще не были замерзнуты во льдах.

Однако, помимо консервов, в останках участников экспедиции было обнаружено большое количество свинца. Интересно, что внутри найденных банок также было обнаружено много свинцового припоя. Возможно, это свидетельствует о том, что свинец мог проникнуть в продукты еще на стадии их производства или упаковки.

Таким образом, расследование трагедии экспедиции Франклина продолжается, и каждая новая деталь добавляет пазлу свою часть, помогая понять, что же на самом деле привело к гибели участников этого исторического путешествия.

В ходе дальнейшего анализа ситуации стало ясно, что причиной гибели моряков на самом деле была не та версия, которую предполагали изначально. Оказалось, что проблема заключалась в избыточном содержании ядовитого металла в их организмах, вызванном передовой системой дистилляции воды на судне. Свинец, который попадал в организмы моряков, не только ослаблял их здоровье, но и вызывал психические расстройства, что объясняло странные записи в блокноте, обнаруженном у Мак-Клинтока.

Дополнительно к этому, выяснилось, что члены экспедиции также страдали от цинги, что усугубляло все уже существующие заболевания. Большинство погибших моряков скончались от осложнений в виде воспаления легких или туберкулеза. Таким образом, версию о том, что на судне распространилась эпидемия указанных болезней, необходимо рассматривать с учётом всех факторов.

Экспедиция Франклина, отправившаяся в поисках Северо-Западного прохода, стала одной из самых загадочных и трагических в истории исследований Арктики. Джеймс Фицджеймс, первый участник экспедиции, чьи останки были точно опознаны, стал ключевым персонажем в расследовании этой загадочной истории.

Для идентификации останков моряков, ученые взяли пробу ДНК из зуба одного из них, погибшего от каннибалов. Этот метод позволил сопоставить пробы с ДНК потомков участников экспедиции, что привело к удивительному открытию.

Одна из проб ДНК, сданных потомками, оказалась совпадающей с ДНК капитана "Эребуса", пролив свет на трагическую судьбу этого корабля. Обнаружение "Эребуса" на дне залива Куин-Мод в 2014 году и последующее нахождение "Террора" лишь углубили тайну истории экспедиции Франклина.

В поисках Франклина и Крозье, пропавших во время экспедиции, до сих пор не удалось найти их, а также многих других участников. Однако, согласно рассказам эскимосов, последний раз их видели в районе современного поселка Бейкер-Лейк в канадской территории Нунавут в 1852-1858 годах. Этот факт вызывает много вопросов и загадок.

Интересно, что в 1948 году биолог Фарли Моуэт обнаружил в 400 километрах к югу от поселка старую пирамиду из камней, которая не походила на обычные эскимосские строения. Внутри пирамиды были обломки некоего короба, скрепленного «ласточкиным хвостом», что указывает на использование необычной техники строительства. Это вызывает предположения о возможном влиянии других культур на местных аборигенов и о загадочных событиях в истории этого региона.

Одной из гипотез может быть связь этой пирамиды с исчезновением экспедиции Франклина, исследование которой до сих пор вызывает интерес у историков и археологов. Возможно, дальнейшие раскопки и исследования позволят раскрыть тайны этого загадочного участка истории Канады.

Возможно, капитан осознавал, что его поиски не останутся незамеченными, и все равно не пытался скрыться от цивилизации. Ведь после того, что произошло во время экспедиции, он, быть может, не желал возвращаться в мир, где каждый взгляд напоминал бы ему о совершенном грехе. Впрочем, не исключено, что его решение остаться в дикой природе было обусловлено не только страхом перед наказанием, но и странными событиями, которые произошли в последние месяцы путешествия. Возможно, капитан сталкивался с нечеловеческими ужасами, которые изменили его внутренний мир и заставили принять решение остаться в изгнании.

Источник и фото - lenta.ru

предыдущая новость
вверх
ПОМОЩЬ ОТ MOS.NEWS
Вы можете воспользоваться возможностями Медиахолдинга MOS.NEWS чтобы решить моментально любой юридический вопрос, использование данной возможности бесплатное. Добавить свой сайт

«Джокер 2» стартовал в прокате с провальным рейтингом
Общество
4 октября 2024 19
Сиквел фильма "Джокер" от Тодда Филлипса стартовал в кинотеатрах с низким рейтингом на сайте Rotten Tomatoes.
В США раскрыли причину интереса западных инвесторов к экономике России
Общество
4 октября 2024 22
Согласно данным агентства Bloomberg, иностранные инвесторы не снижают интерес к российской экономике, несмотря на продол...
Экипаж ДПС помог опаздывавшей на рейс ради операции россиянке добраться до аэропорта
Общество
4 октября 2024 22
Экипаж ДПС в Новосибирске сопровождал опаздывавшую на рейс россиянку до аэропорта, чтобы она успела на международный рей...
Сообщения о желании офиса Зеленского уволить Сырского и Буданова объяснили
Общество
4 октября 2024 20
Возможные отставки руководителей силового блока Украины могут иметь глубокие корни во внутриполитической атмосфере стран...
Мостового экстренно прооперировали
Спорт
4 октября 2024 18
Бывший полузащитник "Спартака" и сборной России Александр Мостовой был госпитализирован после того, как почувс...
Туристы заметили «летучих голландцев» в российском регионе
Общество
4 октября 2024 18
Туристы, находящиеся в Новороссийске, увидели "летучих голландцев", парящих в сотнях метров от берега, как соо...

Онлайн издание MOS.NEWS - актуальные новости Москвы. Здесь можно получить достоверную и объективную информацию о том, что ежедневно происходит в столице. Наш ресурс для тех, кому интересно все, что касается любимого города. Основной принцип ресурса – правдивое и оперативное освещение событий, соблюдение стандартов качественной журналистики и приоритет интересов москвичей. Наши читатели могут выразить свою точку зрения в комментариях к новостям, обсудить знаковые события в авторских колонках, спланировать отдых с афишей Москвы, принять участие в формировании новостного контента, наконец, узнавать новое и развиваться.

Наши партнёры


ГОРОДСКАЯ СЕТЬ ПОРТАЛОВ ГРУППЫ MOS.NEWS