80 лет Великой Победе!

«Редкая девушка не дает потыркать». За секс до брака женщин в России жестоко наказывали. Каким издевательствам они подвергались?

Нарушения сексуальной морали наказывались по законам традиции, и особенно строго карались девушки, смеющие вступать в сексуальные отношения до брака. Подобные "грехи" преследовались не только осуждением, но и позорными обличениями, выгонянием на улицу в белье и даже физическим насилием. О новой книге "Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков", изданной в издательстве "Новое литературное обозрение", рассказывают историки и антропологи. В этой коллективной монографии подробно раскрывается эволюция представлений о женской сексуальности в России на протяжении веков.

В современном обществе девушки несут ответственность за свое поведение, но исторически это было еще более строго. В стародавние времена, небезупречное поведение девушки считалось прегрешением меньшим, чем измена замужней женщины. Ответственность за лишение девственности ложилась на саму девушку, а также на ее родителей или воспитателей. Это принцип был широко распространен и имел большое значение в обществе.

Издательство "НЛО" предоставило "Ленте.ру" отрывок, который затрагивает важные социокультурные аспекты. Важно понимать, что исторические нормы и ценности сильно отличаются от современных. В прошлом, девушкам приходилось нести на себе большую ответственность за свои поступки, особенно в отношении девственности.

Как показывает история, общественные стереотипы и нормы меняются со временем, и важно осознавать эту эволюцию. В современном мире понимание и подход к вопросам женской сексуальности и ответственности стали более толерантными и инклюзивными.

В средневековой культуре было обычным считать, что женщина могла быть снисходительной, если вступала в отношения с мужчиной более высокого социального статуса, будь то волостной писарь или купец, и осуждаемой, если выбирала бедного партнёра и поклонялась ему. Это свидетельствовало о том, что общественное мнение строго регулировало личные отношения и поведение женщин.

Интересно, что инициатором позорного наказания за считавшиеся непристойными связи часто выступал бывший возлюбленный, оскорбленный откровенностью женщины, или сосед мужского пола, чьё внимание было проигнорировано. Такие случаи обсуждались на общественных собраниях, где обсуждались "дела об обиде".

Важно понимать, что эти нормы и стереотипы формировались и поддерживались обществом, отражая идеалы и ценности того времени. Они также отражали социальные неравенства и ограничения, которые существовали в средневековом обществе и влияли на поведение и выборы людей.

В древние времена, когда речь шла о штрафах, налагаемых на родителей за поведение их дочерей, не уточнялось, каким образом проверялась "честность" девушек, если это не касалось свадебного обряда. Часто начинали распространять слухи о нечестности, затем "мазали" ворота у предполагаемых виновников, обсуждая это на общественном сходе - само внимание к физическому состоянию девушки уже считалось позорным.

В публичных разговорах осуждали девушек, которые не сохранили девственность: "это бесчестие для родителей и укор для всего рода". Именно поэтому свадебный обряд включал в себя демонстрацию рубашки невесты, иногда даже с кровавыми пятнами, или даже уборку пола с осколками разбитых бокалов в честь невесты. Нередко родители невесты получали брачную рубашку, сопровождаемую четвертью вина и поздравлениями, и даже могли танцевать на ней от радости за свою дочь.

В XIX веке обычай осуждать нецеломудренность невесты был распространен в обществе. Новобрачный и его род имели право осуждать и срамить невесту за потерю девственности. Осуждение могли высказывать как мужчины, так и женщины из семьи жениха, включая мать и сестер мужа.

В литературе XIX века описывались случаи избиения молодой жены нагайкой за потерю девственности, однако нет точных данных о частоте таких случаев. Чаще всего молодой муж скрывал провинность своей избранницы. В некоторых регионах Южной Руси принято было наказывать нецеломудренную невесту матерью жениха, а сам жених в какой-то момент останавливал этот процесс, указывая на то, что теперь он является главой семьи.

Таким образом, обычаи и традиции, связанные с нецеломудренностью невесты, отражали сложные социокультурные нормы и роли в семейных отношениях. Потеря девственности до свадьбы воспринималась как серьезное нарушение общественной морали, и за это могли быть приняты строгие меры, иногда даже насилие, с целью сохранения чести и достоинства семьи.

В семье жениха часто случалось, что мать наказывала невесту, когда та проявляла слишком много самостоятельности, ударяя ее по лицу, пока муж не вмешивался и не запрещал такие действия. Этот обычай продолжался до тех пор, пока муж не произносил фразу: "У нас в доме каждому свое место".

Интересно, что в старину отцы девушек, лишившихся девственности до брака, иногда подвергались позору. Несмотря на редкость таких случаев, они встречались, как, например, в решении волостного суда в Каменецком уезде, где отец был наказан за провинность своей дочери, ставшей матерью внебрачного ребенка. Подобные инциденты также описаны в других районах, например, в Кинешемском уезде.

Молодые девушки в прошлом сталкивались не только с ограничениями со стороны своих будущих свекровей, но и с возможным позором и наказаниями со стороны общества за нарушение моральных норм. Такие истории отражают сложные социокультурные аспекты того времени и позволяют лучше понять жизнь и обычаи прошлых поколений.

В древние времена на Дону, если девушка лишилась девственности, общим способом унижения родителей было исполнение посрамительных песен, надевание на шею венка из соломы или баранок, а также дарение матери или воспитательнице селедки или тараньки в знак позора. Вместо курицы, которую принято было дарить за спасение дочери от соблазнов, могли подарить селедку или тараньку.

Важно отметить, что в Калужской губернии особое презрение и унижение испытывала мать невесты, а не сама невеста. Именно матери могли впячь в борону и заставить провезти ее за собой по деревне, чтобы показать обществу ее позор и стыд. Такие обычаи и традиции были распространены в различных регионах и отражали жесткость и строгость общественных моральных норм того времени.

В различных регионах существовали разные обычаи и ритуалы, связанные с осрамлением свахи и нечестной девушки. Например, в Поволжье на острове Свияжск проводился обряд «паренья свахи», в рамках которого на улице сваху, сосватавшую нечестную невесту, унижали, били веником и посыпали снегом. Этот ритуал

В некоторых общинах, чтобы выразить опозорение невесты, принято было вывешивать на воротах или на крыше дома различные предметы, такие как хомут, мазница, рогожа или затычка для трубы. Эти действия символизировали невоздержанность и готовность новобрачной давать всем, кто пожелает. Некоторые группы даже шли дальше, обмазывая стены дома нечистотами, пробивая дыры в печи, обмазывая стены грязью или даже разбивая окна в доме родителей невесты.

В одних местах опозорение проявлялось через ритуал с ведром воды, когда кто-то из свадебных "бояр" забирался на крышу хаты невесты и начинал брызгать водой во все стороны. Это действие символизировало готовность невесты делиться своей страстью и любовью со всеми вокруг. Также известны случаи, когда на крышу дома поднимали разъезженное колесо или старые сани, особенно зимой.

Эти обычаи и ритуалы являлись частью сложной системы символов и традиций, связанных с свадебными обрядами. Они отражали особенности культуры и верований тех времен, а также служили своеобразным обрядом перехода для невесты, показывая ее готовность к новой жизни и обязательствам перед общиной.

Издавна в истории было распространено наказание, заключающееся в надевании на шею лошадиного хомута «без гужов», который символизировал «озверение» и стоял в противоположность цветочному венку, символизирующему девственность. Этот акт надевания хомута был своего рода актом усмирения, особенно когда его применяли к замужним женщинам. Символика хомута также включала в себя ассоциации с кольцом или обручем, а также с вульвой.

Важно отметить, что хомут могли надевать не только на шею провинившейся невесты, но и на шею ее родителей. Для таких случаев даже делали несколько соломенных хомутов, покрытых смолой и различными гадостями. Этот обычай был не просто формой наказания, но и символизировал подчинение и покорность перед общественными нормами и авторитетом. В истории и культуре такие обряды часто служили для поддержания порядка и дисциплины в обществе, а также для установления и поддержания социальных ролей и норм поведения.

В древние времена в Малороссии хомут из соломы использовался как символ позора и унижения. Девушкам могли надевать хомут, распускать косу и прикрывать лицо платком, чтобы вести их по улицам в таком виде. Этот обычай был особенно суровым, когда девушке оголяли ноги, подвязывая платье к поясу соломенными веревками. Со временем эта практика распространилась среди других народов, населявших территорию России.

Интересно, что помимо хомута, существовали и другие способы позора девушек. Например, измарать их рубаху сажей или дегтем, что считалось символом бесчестия и зла в крестьянской культуре. После этого девушку могли вывести на улицу без юбки, чтобы показать ее позорное положение.

Такие обычаи и ритуалы позора имели глубокие корни в народной ментальности и отражали социальные нормы и ценности того времени. Они служили не только как наказание, но и как способ контроля и поддержания порядка в обществе.

Важно отметить, что в истории сохранились свидетельства о том, как некоторые люди мазали ставни и стены домов дегтем, чтобы передать сообщение о том, что любовь должна быть одним. Это символизировало необходимость строить свою жизнь с тем, кто был первым в женской жизни. Однако стоит учитывать, что такие "насмешные наказания" применялись лишь при согласии родителей и близких девушки. Некоторые родители отказывались позволить такое унижение своей дочери, в то время как другие, наоборот, сами приходили на сходку и просили об этом.

Не менее распространенным способом унижения невесты во время свадебного пира было представление родителям "плохой" невесты.

В ритуалах, связанных с почитанием девушки в Олонецкой губернии, было принято испытывать ее чистоту и целомудрие. На следующее утро после свадьбы молодожены и сват должны были принять от тещи яичницу. Если невеста оказывалась целомудренной, желток яичницы вырезали, а в образовавшееся отверстие наливали масло, разбивая чашку, из которой оно выливалось. В случае же отсутствия целомудрия, яичницу резали на куски, а родственникам невесты подавали несладкую или даже соленую кашу. Эти обряды символизировали чистоту и честность невесты, а также ее пригодность для семейной жизни.

В древние времена в русской культуре использовались различные символы и ритуалы для проверки добродетельности невесты. Например, на свадьбах могли использовать дырявые предметы, такие как кубок с вином или прорванный блин, чтобы показать, насколько девушка была чистосердечной и непорочной. Лексема "худой" имела двойное значение в русском языке, указывая как на плохое, так и на дырявое состояние предмета.

Такие обычаи и традиции отражали тщательный отбор невесты для семейной жизни и подчеркивали важность добродетелей и целомудрия в женской роли. Важно понимать исторический контекст этих обрядов, чтобы по достоинству оценить их значение в культуре и обществе того времени.

В XIX веке в Архангельской губернии наказывать девушек, оказавшихся в незаконной беременности, уже не было принято, но они могли быть изгнаны из родительского дома и лишены поддержки других женщин. Если слухи о их лишении девственности подтверждались, то им запрещалось заплетать волосы в одну косу, их вынуждали делать две косы без украшений, покрывая волосы специальным покрывалом (отсюда и пошло название "самокрутка").

Важно отметить, что обряд "покрытки" у малороссов не считался столь унизительным, скорее наоборот, он помогал восстановить репутацию девушки в глазах общества: изменение головного убора символизировало переход в новую возрастную категорию, так как девушке уже не разрешалось заплетать длинные косы (отсюда и выражение "расчесывать косу до венца").

Такие обычаи и нормы поведения отражают сложные социокультурные аспекты того времени и демонстрируют, как общество регулировало поведение и статус женщин на основе их внешнего вида и поведения.

В русских селах практика посрамления женщин за незаконные связи была распространена, но она не имела общественного характера и осуществлялась скрытно, чаще всего по инициативе отдельных заинтересованных лиц. Чем дальше от крупных городов и столиц, тем более терпимым становилось отношение к подобным наказаниям. Например, в Калужской губернии отмечалось отсутствие случаев, когда девушка, родившая незаконнорожденного ребенка, выходила замуж без публичного посрамления. Однако в Тверской губернии подобные ситуации не воспринимались как повод для устраивания публичных позоров.

В XIX веке в Казанской губернии не было систематичности в ритуалах позора для девушек, но существовало присловье о том, что "жену с почина берут". В Пермском крае родители не осуждали девушек, ищущих любовь до свадьбы. На Севере, в Мезенском уезде, ценность девственности была невысока из-за свального греха. Здесь родившая девушка быстрее находила себе мужа, чем сохранявшая девственность. В описании Сольвычегодского уезда Вологодской губернии информатор Тенишевского этнографического бюро поделился следующими выводами:

В отдаленных сибирских деревнях, где мужчин было больше, чем женщин, ценность интимных отношений с женщиной была особенно высока. Никаких унизительных обрядов на Русском Севере не существовало, однако девственность невесты оставалась важным аспектом. Среди золотоискателей и рудознатцев возможность близких отношений с женщиной была не только признана, но и активно преследовалась.

В условиях переизбытка мужчин на Севере и в Сибири, родители девушек иногда получали значительные компенсации за несохраненную девственность своих дочерей. Тем не менее, они не считали, что это унижает их семью, и с радостью воспитывали детей, не обременяясь мнением окружающих. Важным было то, что даже при нарушении традиционных представлений о девственности, семьи сохраняли свою честь и достоинство.

В XIX веке традиции наказаний за нарушение норм христианского брака сохранялись благодаря укоренившейся практике, которая пришла задолго до этого времени. Эти традиции были связаны с общественным признанием ценности девственности до заключения брака. Информаторы из различных уездов, включая Ростовскую, Пошехонскую, Владимирскую, Дорогобужскую (Смоленская губерния), долгие десятилетия подчеркивали важность этого аспекта.

Однако уже в 1841 году наблюдатель крестьянской жизни в Калужской губернии зафиксировал изменения в отношении данной темы:

"Наказания, связанные с нарушением норм христианского брака, продолжали существовать в XIX веке благодаря устоявшимся обычаям, которые возникли задолго до этого. Эти обычаи были направлены на поддержание идеи о ценности девственности до брака. В различных уездах, включая Ростовскую, Пошехонскую, Владимирскую, Дорогобужскую (Смоленская губерния), информаторы долгие десятилетия подчеркивали важность этого аспекта", - отмечал один из наблюдателей в своем отчете.

В нашем обществе ценности целомудрия утрачивают свою значимость, особенно в регионах, где традиция вскрывания постели молодоженов уже отошла в прошлое, как в Калужской губернии. Родители просто советуют жениху брать девушку такой, какая есть, без лишних раздумий.

В Вологодской губернии простая мудрость в отношении целомудрия девушек начала меняться. Несмотря на то, что сохранение нравственной чистоты было важным, женщина, принесшая ребенка, уже не считалась полностью виновной. Публичные унижения и издевательства перестали быть обязательными.

Сегодня в обществе все чаще обсуждаются вопросы свободы выбора и уважения личности, в том числе в контексте целомудрия. Старые обычаи уступают место новым ценностям, идеалы меняются, отношение к интимным вопросам становится более толерантным.

В конце XIX - начале XX века в одном из уголков мира стало принято, как отмечал некий информатор, что утрата девственности уже не считалась таким существенным событием, которое нужно было скрывать от общества. Браки заключались между молодыми людьми, которые не придавали этому особого значения. В то время отношения молодежи стали более свободными, их поведение стало более откровенным. Некоторые имели приданое, о котором знали только близкие, в то время как другие демонстрировали его публично.

Источник и фото - lenta.ru

Может быть интересно

«Редкая девушка не дает потыркать». За секс до брака женщин в России жестоко наказывали. Каким издевательствам они подвергались?
В древней Руси сексуальная жизнь женщин была тщательно регламентирована общественными институтами, которые строго следили за соблюдением норм поведения.
2 августа 2025
Названа дата прощания с режиссером Ереминым
Информация о том, что прощание с режиссером Юрием Ереминым состоится 4 августа на Основной сцене Театра Моссовета, была оглашена в пресс-службе театра, как сообщило РИА Ново...
2 августа 2025
В Домодедово опровергли информацию о массовых увольнениях
Московский аэропорт Домодедово опроверг информацию о массовых увольнениях среди сотрудников, которая появилась в СМИ.
2 августа 2025
ПСЖ предложил Сафонова турецкому клубу
Российский вратарь Матвей Сафонов получил предложение от руководства "Пари Сен-Жермен" о переходе в турецкий клуб, сообщает журналист Ягиз Сабунчоглу в социальной ...
2 августа 2025
В Госдуме предложили создать госбанк для рефинансирования кредитов россиян
В России появилась инициатива о создании государственного банка для предоставления потребительских кредитов населению.
2 августа 2025
НАБУ задержало бывшего главу Луганской администрации
Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) арестовало бывшего главу Луганской администрации Сергея Гайдая по делу депутата Алексея Кузнецова.
2 августа 2025
У мужчины развилась опасная болезнь из-за частых походов в рестораны
Житель Великобритании поделился своим опытом развития опасного заболевания печени из-за посещения ресторанов.
2 августа 2025
Разыскиваемый глава азербайджанской диаспоры Екатеринбурга нашелся в Москве и был задержан
Лидер азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге, Шахина Шыхлински, была задержана в Москве, как сообщает издание Readovka в Telegram.
2 августа 2025