С 1 декабря иномарки в России резко подорожали. Как из-за повышения утильсбора их цена растет на миллионы рублей?
01.12.2025 12:24

Новая методика расчёта привела к многократному увеличению ставок сбора — в некоторых случаях рост составил десятки и даже сотни раз. Это вызвало резкое удорожание зарубежных автомобилей, сделав многие модели значительно менее доступными для покупателей. Некоторые иномарки подорожали на сотни тысяч рублей, а отдельные — сразу на миллион и более.
Данные изменения были закреплены в постановлении правительства, опубликованном на официальном портале правовых актов и подписанном премьер-министром Михаилом Мишустиным. Согласно новым правилам, льготные ставки утилизационного сбора теперь применяются только к автомобилям с двигателями мощностью до 160 лошадиных сил, что существенно сузило круг транспортных средств, имеющих право на льготы. Базовая ставка утилизационного сбора установлена на уровне 20 тысяч рублей, но к ней добавляется коэффициент, зависящий от мощности двигателя, что приводит к значительному увеличению итоговой суммы. В ряде случаев размер сбора может достигать нескольких миллионов рублей, что оказывает серьёзное влияние на стоимость и выбор импортных автомобилей на российском рынке.Введение новых правил утилизационного сбора отражает стремление государства стимулировать экологическую ответственность и обновление автопарка, но одновременно создаёт дополнительные финансовые барьеры для покупателей иномарок. Эксперты отмечают, что такие меры могут привести к снижению спроса на импортные автомобили и росту интереса к отечественным маркам и электромобилям. В дальнейшем ситуация будет зависеть от реакции рынка и возможных корректировок законодательства, направленных на балансирование интересов производителей, импортеров и потребителей.В последние годы вопрос регулирования рынка автомобилей в России становится все более актуальным, особенно в части налогообложения и утилизационных сборов. Утилизационный сбор взимается с каждого транспортного средства, независимо от того, произведено оно в России или за рубежом. Это правило распространяется на широкий спектр автомобилей, включая как отечественные модели, так и импортные.Инициатором недавних изменений в системе налогообложения автомобилей выступило Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг). В ведомстве отметили, что причиной для корректировки правил стал значительный рост числа иностранных автомобилей с небольшим объемом двигателя, которые по техническим характеристикам обладают мощностью, сопоставимой с автомобилями, облагаемыми более высокой пошлиной. Такая ситуация приводит к тому, что бюджет недополучает значительные средства, а автомобили одного класса оцениваются по-разному, что создает несправедливые условия для потребителей и производителей.Введение новых правил направлено на то, чтобы сделать более мощные автомобили менее доступными для широкого круга россиян, стимулируя тем самым покупку транспортных средств с более экологичными и экономичными характеристиками. Это также позволит выровнять налоговую нагрузку и повысить доходы государственного бюджета. В конечном итоге, такие меры способствуют развитию отечественного автопрома и улучшению экологической ситуации в стране, снижая количество автомобилей с высокими выбросами на дорогах.В последнее время вопросы регулирования утилизационного сбора на автомобили приобрели особую актуальность, вызывая широкий резонанс в автомобильной отрасли России. Документ, регулирующий данные изменения, был подготовлен по инициативе ассоциации «Объединение автопроизводителей России», под которым свои подписи поставили ключевые фигуры отечественного автопрома: глава «КамАЗа» Сергей Когогин, президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин и генеральный директор «Соллерса» Николай Соболев. Их участие подчеркивает важность и серьезность предложенных мер для всей отрасли.В результате внедрения новых правил стоимость утилизационного сбора на ряд моделей автомобилей значительно возросла, достигнув порой нескольких миллионов рублей. Например, для Toyota Camry с объемом двигателя 3,5 литра сбор превысил 2,9 миллиона рублей, что сопоставимо с ценой самого автомобиля на рынке. Аналогичная ситуация наблюдается и с BMW M5, утилизационный сбор на которую составляет порядка четырех миллионов рублей. Даже относительно бюджетные модели, такие как Kia K5, теперь обременены сбором в размере 795 тысяч рублей, а импортный китайский внедорожник Lixiang L9 требует уплаты около двух миллионов рублей. Эти изменения существенно влияют на конечную стоимость транспортных средств и могут отразиться на спросе и доступности автомобилей для потребителей.Таким образом, новые правила утилизационного сбора создают дополнительные финансовые нагрузки для производителей и покупателей автомобилей, что требует тщательного анализа и возможного пересмотра механизмов поддержки отрасли. Важно учитывать, что подобные меры направлены не только на экономическую составляющую, но и на экологическую ответственность, стимулируя более рациональное использование ресурсов и снижение негативного воздействия на окружающую среду. В дальнейшем стоит ожидать дальнейших дискуссий и корректировок в законодательстве, чтобы сбалансировать интересы автопроизводителей, потребителей и государства.Важным аспектом является то, что нынешний уровень утильсбора на автомобили далеко не окончателен и будет подвергаться значительным изменениям в ближайшие годы. Уже с 1 января 2026 года размер сбора увеличится на 25 процентов, а в последующие годы рост продолжится ежегодно в диапазоне от 10 до 20 процентов. По прогнозам, к 2030 году стоимость утилизации одного автомобиля может превысить 10 миллионов рублей, что существенно повлияет на рынок и потребительское поведение.Аналитики, опрошенные агентством «Автостат», отмечают, что наибольшую чувствительность к новой методике расчета утильсбора проявят наиболее популярные автомобильные бренды, широко представленные на российском рынке. В их числе — известные западные производители, такие как BMW и Mercedes, чьи автомобили традиционно пользуются высоким спросом. Кроме того, глава группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский выделил в числе наиболее пострадавших от изменений и многих китайских автопроизводителей, которые активно расширяют свое присутствие в стране.Рост утильсбора окажет значительное влияние не только на конечную стоимость автомобилей, но и на стратегию производителей и дилеров, которые будут вынуждены пересматривать ценовую политику и ассортимент. Потребителям же стоит заранее готовиться к увеличению расходов на приобретение и обслуживание транспортных средств, а также учитывать долгосрочные изменения в законодательстве, направленные на улучшение экологической ситуации и стимулирование более ответственного обращения с автотранспортом.В последние месяцы автомобильный рынок России переживает значительные изменения, связанные с пересмотром утильсбора на импортируемые автомобили. В частности, речь идет о машинах таких концернов, как Lixiang, Aito, WEY, Exlantix и Zeekr, которые становятся объектом повышенного внимания со стороны регуляторов и потребителей. По мнению сооснователя LikeAvto Никиты Шелехова, увеличение утильсбора существенно ударит по западным и японским автогигантам, включая BMW, Toyota и Mercedes-Benz, что может привести к заметному росту цен на их продукцию. Кроме того, значительное подорожание ожидается и для кроссоверов Geely Monjaro, а также автомобилей бренда Li Auto, что в целом отражает тенденцию удорожания импортных моделей на российском рынке.В то же время, как отметил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов в интервью ТАСС, несмотря на два этапа индексации утильсбора, проведенных в октябре прошлого года и январе текущего, резкого скачка цен на автомобили не произошло. По его словам, анализ динамики цен у официальных дилеров показывает, что прогнозируемый отраслевыми экспертами драматичный рост стоимости автомобилей пока не реализовался. Это свидетельствует о том, что рынок адаптируется к новым условиям, а производители и дилеры стараются минимизировать влияние дополнительных сборов на конечную цену для потребителей.Таким образом, ситуация с утильсбором демонстрирует сложный баланс между необходимостью регулирования экологических и экономических аспектов автомобильного рынка и стремлением сохранить доступность автомобилей для покупателей. В будущем стоит ожидать дальнейших изменений в политике налогообложения и ценовой стратегии автопроизводителей, что будет напрямую влиять на структуру предложения и спроса в России. Внимательное наблюдение за развитием событий поможет лучше понять, как именно новые меры повлияют на рынок и какие модели станут наиболее востребованными в новых условиях.В последние месяцы автомобильный рынок России испытывает значительные трудности, вызванные рядом экономических факторов и изменениями в законодательстве. Одним из ключевых аспектов является влияние утилизационного сбора, который претерпел существенные изменения с середины прошлого года. Тогда после объявления предыдущей индексации утилизационного сбора на рынке сформировались достаточно высокие запасы автомобилей, что оказало заметное давление на спрос и динамику продаж.Как отметил эксперт, эти накопленные стоки сыграли важную роль в текущей ситуации, замедляя обновление модельного ряда и ограничивая активность покупателей. В то же время в профильном ведомстве уверены, что новая схема расчета утилизационного сбора затронет лишь около 20 процентов российских потребителей, оставляя почти 80 процентов без изменений. Это должно помочь стабилизировать рынок и снизить негативные последствия для большинства покупателей.Однако, по мнению главы группы компаний «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, негативное влияние нового утилизационного сбора на рынок будет сохраняться еще длительное время. Он предупреждает, что рассчитывать на быстрое оживление продаж новых автомобилей пока не стоит, поскольку многие факторы, включая экономическую неопределенность и высокие запасы, продолжают сдерживать спрос. В целом, ситуация требует внимательного мониторинга и адаптации стратегий как со стороны производителей, так и дилеров, чтобы постепенно восстановить стабильность и стимулировать рост рынка в будущем.Переписанный текст:Автомобильный рынок России в ближайшие месяцы столкнется с серьезными вызовами, которые существенно замедлят рост продаж легковых автомобилей. Несмотря на ожидания некоторых экспертов, заметное улучшение ситуации и увеличение объемов реализации новых автомобилей в стране маловероятны до весны следующего года. В течение оставшейся части 2025 года и в начале 2026-го оживления на рынке ждать не стоит, что связано с целым рядом экономических и регуляторных факторов.По мнению Никиты Колесникова, представителя японской экспортной компании HSS, российский автопарк не просто будет стареть — он начнет стремительно ветшать. Основной причиной этого станет прекращение поступления современных и безопасных автомобилей из-за рубежа. Усиление утилизационного сбора значительно усложнит доступ к относительно новым подержанным автомобилям, что негативно скажется на покупательской способности и выборе потребителей. Те, кто рассчитывал приобрести автомобиль в возрасте от трех до пяти лет из-за границы, вынуждены будут переключиться на внутренний рынок, где преобладают более старые иномарки. При этом цены на такие автомобили, несмотря на их возраст, скорее всего, продолжат расти из-за ограниченного предложения и увеличенного спроса.Таким образом, российский авторынок в ближайшие годы столкнется с серьезными структурными изменениями. Устаревание автопарка и рост стоимости подержанных автомобилей создадут дополнительные сложности для потребителей и могут привести к снижению общей мобильности населения. В этих условиях производителям и продавцам придется адаптироваться к новым реалиям, а покупателям — искать альтернативные решения для удовлетворения своих транспортных потребностей.Источник и фото - lenta.ru






