Умер Зураб Церетели. Каждый его памятник вызывал грандиозный скандал. Но их все равно любили
22.04.2025 11:54

Его талант и творчество оставят неизгладимый след в истории искусства.
Зураб Церетели был не только известным скульптором, но и президентом Российской академии художеств. Ему были присвоены высокие звания Народного художника СССР и РФ, а также он был полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Его творчество охватывает более пяти тысяч произведений, каждое из которых несет в себе частичку его уникального видения мира.Несмотря на величие своих работ, не все произведения Церетели были одобрены обществом. Многие из его скульптур вызывали споры и дискуссии, города отказывались устанавливать некоторые из них, а жители выражали свое недовольство и требовали удалить "необычные" объекты из общественных мест. Таким образом, творчество Церетели становилось объектом не только восхищения, но и контроверзий, что делало его искусство еще более запоминающимся и значимым.Зураб Церетели, известный художник и скульптор, родился в Тбилиси 4 января 1934 года. Его творческий путь начался с окончания факультета живописи Тбилисской академии художеств в 1958 году. После этого он приступил к работе в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, где активно участвовал в исследовательских экспедициях.Важным этапом в жизни Церетели стало время, проведенное им во Франции в 1964 году. Там он встретился с такими выдающимися художниками, как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Эта встреча стала вдохновением для его дальнейшего творчества и повлияла на его художественный стиль.В период с 1963 по 1964 годы Зураб Церетели занимал должность старшего мастера оформительского цеха Тбилисского художественно-производственного комбината Художественного фонда Грузии. Его работы начали привлекать внимание публики и критиков своей оригинальностью и художественным посылом.Зураб Церетели, помимо создания отдельных произведений, также занимался художественным оформлением различных объектов. В 1970–1980 годах он стал главным художником Министерства иностранных дел СССР, где занимался оформлением зданий посольств СССР за рубежом. Его талант проявился в создании монументального ансамбля детского курортного городка в Адлере в 1973 году, что принесло ему признание как в Советском Союзе, так и за его пределами.Стоит отметить, что среди множества своих достижений, Церетели выступал в качестве главного художника XXII Олимпийских игр в Москве. Он также принимал участие в реставрации столичного храма Христа Спасителя, разработке дизайна новой Манежной площади и интерьеров торгового комплекса «Охотный ряд». Кроме того, художник основал Московский музей современного искусства, МВК РАХ Галерею искусств Зураба Церетели, а также Музей современного искусства в Тбилиси.Наиболее впечатляющий арт-объект, созданный Церетели, был представлен публике в 1997 году. Речь идет о памятнике Петру I, также известном как "Памятник, посвященный 300-летию Российского флота, или императору Петру Первому" - бронзовой фигуре высотой 96 метров. Этот монумент был установлен в Москве по заказу столичного правительства. Однако после смены власти в 2010 году начались обсуждения о возможном перемещении памятника с искусственного острова между Москвой-рекой и Водоотводным каналом в другое место.Скульптура вызвала негативную реакцию не только у жителей Москвы, но и у многих других людей. Некоторые критики высказывались о том, что монумент не соответствует архитектурному стилю города и его окружения. Однако есть и те, кто отмечает величие и значимость данного произведения искусства.Важно отметить, что обсуждения о судьбе памятника Петру I все еще продолжаются, и решение о его возможном перемещении еще не принято. Вопрос о том, где должен находиться этот арт-объект, остается открытым и вызывает живой интерес у общественности.Тема: Контроверсия вокруг уродливого памятника в МосквеВ мире существует множество памятников, которые вызывают споры и разделяют мнения людей. Один из таких арт-объектов, занявший десятое место в рейтинге самых уродливых памятников, оказался в Москве. Жители столицы не только не оценили внешний вид скульптуры, но и возмутились тем, что она была установлена именно в Москве, а не в Санкт-Петербурге. В то же время жители Санкт-Петербурга отказались забирать памятник к себе.Обсуждение этого арт-объекта шло уже целый год, но решение так и не было принято. Одной из причин, по которой памятник остался на месте, стала высокая стоимость его демонтажа. По заявлению московских властей, перенос скульптуры обошелся бы городу в миллиард рублей. Таким образом, финансовые аспекты также сыграли свою роль в сохранении этого спорного памятника в Москве.Некоторые люди считают, что критика, с которой столкнулся Церетели, не повлияла на его настроение. Он утверждает, что скандал вокруг его работы станет отличной рекламой. По мнению скульптора, причиной возникновения конфликта стала неприязнь некоторых к царям.Самые жители Москвы также не оценили 10-метровый памятник Шарлю де Голлю, установленный возле гостиницы «Космос». Изначально планировалось подарить его Франции, однако страна отказалась. Открытие скульптуры в 2005 году посетил президент Франции Жак Ширак. Впоследствии как российские, так и зарубежные СМИ насмехались над памятником, высмеивая комичную позу и выражение лица де Голля. Москвичи дали ему прозвище «Луи» из-за сходства с Луи де Фюнесом в роли жандарма.События 11 сентября 2001 года в США вызвали широкий резонанс в мире и вдохновили многих художников на создание памятников погибшим. Одним из таких художников стал скульптор Церетели, который предложил создать композицию под названием "Слеза скорби" - монумент в форме раздробленного небоскреба с огромной слезой внутри трещины. Этот проект должен был стать подарком России для Манхэттена, но американцы отреагировали на него отрицательно.В США неоднократно возникали споры вокруг работ Церетели, и "Слеза скорби" стала объектом острой дискуссии. Местные газеты активно критиковали и сам монумент, и его автора, а в Нью-Йорке и Джерси проходили массовые акции протеста. Одной из причин отказа от установки скульптуры стал ее высокий бюджет, оцениваемый в три миллиарда долларов. Несмотря на это, в 2006 году "Слеза скорби" все же была открыта - но уже не в Манхэттене, а в городе Бейонн штата Нью-Джерси.В 1991 году в Тбилиси была взорвана вторая часть парного арт-объекта, созданного скульптором Церетели к двухсотой годовщине присоединения Грузии к России. Этот монумент, названный народом "шашлыком", вызвал много разносторонних мнений. В его дизайне объединены русские и грузинские буквы, формирующие слова "Мир", "Труд", "Единство", "Братство". Критики отмечают не только значительные размеры статуи, но и обвинения в предпочтении Церетели всего крупного. После конфликта с Грузией в 2008 году, монумент стал еще более спорным и неоднозначным.Церетели оставил свой след не только в Грузии, но и в соседней Абхазии. Важным элементом его наследия стали девять автобусных остановок, установленных в популярных городах Пицунда, Гагры и Нового Афона. Эти конструкции, созданные художником из железобетона и украшенные мозаикой, представляют собой необычные формы, напоминающие морские атрибуты, такие как ракушки и волны.Несмотря на свою уникальность, остановки вызвали недовольство среди местных жителей после установки в 1960-х годах. Многие жаловались на сходство конструкций с западным искусством того времени, а также на их непрактичность. Однако со временем остановки Церетели стали неотъемлемой частью культурного наследия региона, привлекая внимание туристов и ценителей искусства.Источник и фото - lenta.ru