В России признали невозможность постройки нужного количества судов
Однако, как показывает практика, такое количество построить в текущих условиях представляется крайне сложной задачей. Об этом свидетельствуют материалы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые были использованы в долгосрочной стратегии компании, утвержденной в начале текущего года. Издание «Ведомости» сообщает о данной ситуации.
Заместитель генерального директора ОСК, Андрей Бузинов, в своем выступлении в конце января подчеркнул, что за период с 2011 по 2022 годы российские верфи смогли построить лишь 201 гражданское судно. Это вызывает серьезные опасения, поскольку при сохранении нынешних темпов производства возможно будет удовлетворить только десятую часть от заявленного спроса. Таким образом, возникает вопрос о том, какие меры необходимо предпринять для увеличения объемов судостроения в стране. Возможно, стоит рассмотреть варианты модернизации производственных мощностей, внедрения новых технологий и привлечения инвестиций. В противном случае, российская судостроительная отрасль может столкнуться с серьезными вызовами, что повлияет на развитие экономики и безопасность страны. Необходимо также учитывать, что спрос на суда может продолжать расти, и в этом контексте важно разработать стратегию, которая позволит не только удовлетворить текущие потребности, но и подготовиться к будущим вызовам.Важность новой стратегии для отечественного судостроения невозможно переоценить, поскольку она нацелена на значительно ускорение процесса сдачи судов. Планируется увеличить объем сдачи до 600-750 единиц, что является амбициозной целью. Если удастся успешно перейти к серийному производству, это откроет возможности для сдачи до тысячи судов, что в полной мере соответствует перспективному плану Министерства промышленности и торговли. Согласно данным на первую половину 2023 года, этот план включает строительство 985 судов, что подчеркивает серьезные намерения государства в развитии судостроительной отрасли.
Тем не менее, как отмечает Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), объем производства на верфях будет в значительной степени зависеть от уровня государственной поддержки. В текущих условиях, по мнению представителей корпорации, существующая модель работы предприятий является планово убыточной. Это связано с тем, что компании берут на себя все риски, связанные с кооперацией поставщиков, что делает их уязвимыми к сбоям в поставках. Каждый такой сбой не только снижает рентабельность, но и приводит к задержкам в выполнении заказов, что в свою очередь негативно сказывается на репутации и финансовых показателях компаний.
Таким образом, для успешной реализации новой стратегии необходимо не только увеличить объемы производства, но и создать устойчивую систему поддержки, которая позволит минимизировать риски и обеспечить стабильность в поставках. Это требует комплексного подхода, включая улучшение координации между всеми участниками процесса, а также внедрение современных технологий, которые помогут оптимизировать производственные процессы. В конечном итоге, успех данной стратегии будет зависеть от того, насколько эффективно удастся наладить взаимодействие между государством и бизнесом в этой ключевой для экономики области.
В рамках обсуждаемой стратегии можно выделить два основных направления развития. Первое из них, получившее название «Казенное судостроение», акцентирует внимание на государственных заказах и предполагает сокращение числа верфей. Это решение направлено на уменьшение финансовых потерь и оптимизацию производственных процессов. Второе направление, известное как «Судостроение 4.0», ориентировано на внедрение цифровых технологий в процесс судостроения, создание новой версии среднетоннажных судов и освоение производства комплектующих для судов на уровне предприятий.
Среди этих двух сценариев приоритет отдается второму, так как он не только отвечает современным требованиям заказчиков, но и способствует повышению рентабельности группы предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Важно отметить, что цифровизация позволит значительно улучшить качество продукции и сократить сроки ее производства, что в условиях конкурентного рынка является ключевым фактором успеха.
Таким образом, выбор в пользу «Судостроения 4.0» открывает новые горизонты для развития отрасли, обеспечивая не только экономическую эффективность, но и возможность внедрения инновационных решений, которые будут способствовать устойчивому развитию судостроительной отрасли в будущем.
В последние годы российская судостроительная отрасль сталкивается с множеством вызовов, и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что амбициозная цель по строительству 600-750 судов к 2036 году выглядит крайне оптимистично. На данный момент компании необходимо решить множество задач, связанных с повышением эффективности производства. Важно отметить, что по сравнению с китайскими верфями российские предприятия не могут конкурировать ни по стоимости, ни по срокам выполнения заказов, что ставит под сомнение реализацию поставленных целей.В 2023 году Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) была передана под управление ВТБ, и с августа того же года председателем совета директоров корпорации стал глава банка Андрей Костин. В мае 2024 года он сравнил российские верфи с историческим музеем, подчеркивая устаревшее оборудование, которое нуждается в срочной модернизации. Спустя полгода Костин выделил обновление петербургских верфей как одну из ключевых задач на ближайшие годы, однако он также выразил сомнения в том, что удастся найти необходимые средства для проведения этих работ.Таким образом, перед российским судостроением стоит необходимость не только в модернизации оборудования, но и в комплексном подходе к улучшению всех процессов. Без решения этих вопросов, реализация амбициозных планов по строительству нового флота может остаться лишь мечтой. Важно, чтобы отрасль не только искала финансирование, но и внедряла современные технологии, что позволит повысить конкурентоспособность на международной арене.Источник и фото - lenta.ru